Как приучить ребёнка читать

Следующий по важности шаг, после обучения грамоте – это приучение ребенка к постоянному и систематическому чтению. Умение читать, раз сформировавшись, не должно «простаивать». Родителям детей школьного возраста очень важно понимать, что чтение должно стать для ребенка необходимостью и  потребность в чтении должна быть столь же значимой, как потребности пить, есть и дышать. К сожалению, далеко не у всех взрослых сегодня можно встретить такое понимание.  

Компьютерная грамотность или знание иностранного языка кажутся современным родителям куда более ценными навыками – однако, необходимо отдавать себе отчет, что без базовой привычки к чтению эти навыки будут формироваться с гораздо большим трудом, и, к тому же, даже сформировавшись, они рискуют остаться совершенно неосмысленными. Навык чтения является «ключевым» для формирования всех прочих навыков. А это значит, что чтению ребенка на грамматическом этапе следует уделять самое пристальное внимание. Как некоторые из нас еще помнят, СССР во время оно был признан одной из наиболее читающих стран мира, страной, в которой книги (при огромных тиражах) были реальным дефицитом, наряду с копченой колбасой и икрой. Прошло не более четверти века, и от былого первенства не осталось и следа. Что же произошло за эти 25 лет? Все очень просто: за эти годы Россия познакомилась с мировым рынком аудио и видео-продукции, а также с компьютерами, компьютерными играми и социальными сетями.

 В страну хлынула западная видео - и аудиопродукция, а еще более – с приходом массовой компьютерной грамотности и распространением общедоступных персональных компьютеров, любовь русских к книгам перестала быть экстраординарной – а затем стала стремительно уменьшаться. К тому же книжная продукция в конце века и в первые годы после миллениума выходила крайне грубая, вульгарная и примитивная, что также отнюдь не способствовало развитию любви к чтению. К началу двухтысячных стало окончательно ясно, что русские, вместе со всем цивилизованным миром, сделали выбор в пользу телевидения, видео, аудио и компьютерных игр, оставив библиотеки и книжные магазины снобам и специалистам. Ну, а молодые мамы быстро смекнули, что видик и компьютер очень удобно использовать, как способ на несколько часов избавиться от любимого чада. И, наверное, даже странно, что кто-то из нас еще удивляется тому, что дети, после нескольких лет такого «воспитания», не хотя учиться читать, не испытывают никакого интереса к книгам, а их мозг отказывается воспринимать печатную информацию.

 Большие объемы видео и аудио-информации вызывают негативные последствия в виде рассеянного внимания и угнетения способности к последовательному рассуждению. Психологические исследования показали, что человек, привыкший получать информации преимущественно в форме учебных видеофильмов, не проявляет склонности к логическому мышлению_

  1. Если в вашей семье нет традиции вечернего чтения вслух, то самое время ее завести. Мало что так объединяет детей и взрослых, как чтение вслух увлекательной книги. Конечно, чем раньше возникнет такая традиция, тем лучше. Идеально было бы, чтобы для ритуала совместного чтения в семье откладывали в сторону все другие дела и заботы, даже самые неотложные. Подобное поведение взрослых само по себе воспитывает в детях уважение к книге и любовь к ней - через любовь к родителям и совместному осмысленному времяпровождению с ними.

    2. Как можно больше читайте сами.
     Читайте на глазах детей, обсуждайте прочитанное между собой при детях, обращайтесь к детям с рекомендациями прочесть или посмотреть ту или иную книгу как можно скорее. Но не заставляйте немедленно взять ее в руки! Пользуйтесь более тонкими приемами. «Забывайте» книги, которые только что нахваливали, открытыми «как бы невзначай» на самых интересных страницах. Ребенок обязательно заглянет в них, и, возможно, увлечется чтением.

    3. Пристально следите за успехами ребенка в чтении.
     Похвалите его за каждую серьезную удачную попытку. Восхищайтесь каждым, даже маленьким успехом. Искренне радуйтесь каждой прочтенной странице. Делайте событие из каждой прочтенной книги. Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное. Заведите читательский дневник и вписывайте в него все прочитанные книги, даже если это самые примитивные «книжки-малышки». Если у ребенка не хватает естественного интереса – следует задействовать его честолюбие. Однако избегайте материального поощрения! Ребенок не должен читать за конфеты и карманные деньги!

 

4. Пересказывайте прочитанные книги

Следующий момент, на который родителям младших школьников следует обратить самое пристальное внимание – это понимание смысла прочитанного. Потому что то, что ребенок прочел текст, не является гарантией того, что он его понял. Методом контроля понимания смысла прочитанного и, одновременно – методом пробуждения понимания является такой простейший прием, как пересказ прочитанного.
 

 

5. Учите наизусть стихи

Начинать учить стихи нужно, разумеется, в значительно более раннем возрасте. Первые стихотворные тексты лучше петь – так нужно поступать со всеми песнями из классических мультфильмов советского периода.

                                                                   Вернуться обратно.