Рекомендации учителя

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

                                                                                          Пословица

Список книг для чтения на лето

1 класс

 

  1. А.С.Пушкин  “Сказка о царе Салтане”,  “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк  “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой  “Три медведя”,  “Котёнок”,  “Булька”,  “Два товарища”
  4. Н.Носов  “Живая шляпа”,  “Ступеньки”,  “Заплатка”,  “Затейники”,  “Приключения Незнайки и его друзей”
  5. М.М.Зощенко  “Ёлка”
  6. В.Катаев  “Дудочка и кувшинчик”, “Цветик-семицветик”
  7. П.П.Бажов  “Серебряное копытце”
  8. М.Пришвин  “Ёж”,  “Берестяная трубочка”,  “Лисичкин хлеб”
  9. В.Бианки  “Как муравьишка домой спешил”,  “Аришка- Трусишка”,  “Кто чем поёт?”
  10. В.В. Медведев  “Обыкновенный великан”
  11. Э.Н.Успенский  “Крокодил Гена и его друзья”,  “Дядя Фёдор,пес и кот”
  12. А.М.Волков  “Волшебник Изумрудного города”

  2 класс

  1. Андерсен Г.  “Дикие лебеди”,  “Огниво”
  2. Бажов П. Уральские рассказы
  3. Балтвилкс Я.  “Где ночует дрёма?” (стихи)
  4. Берестов В.  “Как найти дорожку”
  5. Бородицкая М.  “Последний день учения”
  6. Братья Гримм  Сказки
  7. Владимиров Ю. “Чудаки” (стихотворения)
  8. Детям на потеху  (русские народные песни, загадки, пословицы)
  9. Демьянов И.  “Ребятишкина книжка”
  10. Ершов П.  “Конёк-Горбунок”
  11. Заходер Б.  Стихи и сказки
  12. Квитко Л.  Стихи для детей
  13. Киргизские народные сказки
  14. Корейские сказки.
  15. Курляндский А.  “Возвращение блудного попугая”  и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят
  16. Линдгрен А.  “Карлсон, который живет на крыше”
  17. Маршак С.  Сказки, песни, загадки
  18. Матвеева Н.  Стихи
  19. Между летом и зимой (стихи, считалки, загадки, скороговорки)
  20. Милн А.  “Винни-Пух и Все-Все-Все”
  21. Михалков С.  “Дядя Стёпа”,  “Дядя Стёпа – милиционер”,  “Дядя Стёпа и Егор”,  “Где очки?”,  “Как старик корову продавал”,  “Про мимозу”
  22. Мориц Ю.  “Большой секрет для маленькой компании”  (стихи)
  23. Носов Н.  “Витя Малеев в школе и дома”
  24. Одоевский В.  Сказки
  25. Перро Ш.  “Золушка”,  “Кот в сапогах”
  26. Прокофьев А.  Шутки-прибаутки
  27. Пушкин А.  “Сказка о царе Салтане”
  28. Родари Дж.  Сказки по телефону
  29. Русские былины
  30. Русские народные сказки
  31. Сапгир Г.  Чуридило (стихи)
  32. Сказки народов мира (сборник)
  33. Сказки народов Прибалтики
  34. Татарские народные сказки
  35. Толкин Дж. Р. Р. “Хоббит”
  36. Толстой А.  “Золотой ключик, или Приключения Буратино”
  37. “Тридцать три Егорки”  (русские народные скороговорки)
  38. Хмельницкий В.  “Соловей и бабочка” (сказки)
  39. Цыферов Г.  “Как лягушонок искал папу” (сказки)
  40. Шибаев А.  “Язык родной, дружи со мной”
  41. Экзюпери А.  “Маленький принц”
  42. Янссон Т.  “Шляпа Волшебника”  и другие сказки
  43. Японские народные сказки

3 класс

1. Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка», «Бой на Калиновом мосту»
2. Русская поэзия  А.Пушкина,  М.Лермонтова,  К.Бальмонта, А. Плещеева, Н. Некрасова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Фета, А.К. Толстого, Н.Никитина, Б.Пастернака, С.Есенина.
3. Сказки народов мира.
4. Былинные сказки: «Садко»,«Исцеление Ильи Муромца». «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
5. П. Ершов  “Конёк – Горбунок”
6. Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общей редакцией К. Чуковского.
7. В. и Л. Успенские «Мифы Древней Греции», «Золотое руно», «Двенадцать подвигов Геракла»
8. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
9. В.Катаев  “Цветик-семицветик”
10. Ю. А. Гайдар  “Тимур и его команда”
11. П. Бажов  “Серебряное копытце”, «Каменный цветок», «Уральские сказы»
12. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
13. С. Аксаков. «Аленький цветочек»
14. Л. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Птичка»
15. Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
16. А. Чехов «Белолобый», «Мальчики», «Каштанка»
17. А. Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», 
18. В. Губарев  “Королевство кривых зеркал”
19. С. Прокофьева «Ученик волшебника»
20. Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
21. С.Маршак «Двенадцать месяцев»
22. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
23. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
24. Ю. Коваль «Капитан Клюквин»
25. В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора», «Кот в сапогах», “Англичанин Павля”, «Независимый горбушка», «Арбузный переулок» …
26. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка на Луне»
27. В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»
28. В. Осеева «Динка»
29. А. Ишимова «История России в рассказах для детей»
30. Г. Х. Андерсен. «Оле-Лукойе», “Дикие лебеди”, «Снежная королева»
31. Е.Велтистов «Приключения Электроника»
32. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляет сама по себе,  “Рикки-Тикки-Тави”
33. Э. Распэ «Приключения Мюнхгаузена»
34. Рассказы  В.Бианки,  К.Паустовского,  Б.Житкова,  Д.Мамина-Сибиряка, В.Дурова,  В.Белова,  Е.Чарушина,  Л.Чарской
35. «Три толстяка»
36. Т. Крюкова «Заклятие гномов»
37. Э. Успенский «Школа клоунов», «25 профессий Маши Филиппенко»
38. Ю. Коринец «Ханг и Чанг»
39. И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»
40. С. Голицын «Сорок изыскателей»
41. П. Трэверс «Мери Поппинс»
42. А. Линдгрен  “Пеппи Длинный Чулок”
43. Д.Свифт “Путешествия Лемюэля Гулливера”
44. В. Гауф «Холодное сердце», “Калиф Аист”,  “Карлик Нос”, «Маленький Мук»
45. Т. Янссон «Шляпа волшебника», « Мумми-Тролль и комета»

 

4 класс

1. Генрих Сапгир Стихи

2. Евгений Велтистов «Приключения Электроника»

3. Юнна Мориц Стихи

4. Александр Пушкин «Борис Годунов»,  “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде”

5. Наталья Кончаловская «Наша древняя столица»

6. «Повесть временных лет»

7. Дмитрий Герасимов «О поселянине и медведице»

8. Савватий (Терентий Васильев) «Азбуковное учение»

9. Сергей Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

10. Андрей Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков»

11. Николай Новиков Статьи из журналов «Детское чтение для сердца и разума»

12. Александр Шишков «Собрание сочинений и переводов»

 

13. Иван Крылов Басни

14. А. Одоевский «Городок в табакерке»

15. Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

16. Василий Жуковский «Спящая царевна»

17. Владимир Даль «Война грибов с ягодами»

18. Александра Ишимова «История России в рассказах для детей»

19. Алексей Плещеев Стихи

20. Апполон Майков Стихи

21. Федор Тютчев Стихи

22. Николай Некрасов  “Дедушка Мазай и зайцы”

23. Лев Толстой «Два брата»

24. Константин Ушинский «Детский мир и хрестоматия», «Жалобы зайки»

25. Александр Куприн «Слон»

26. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»

27. Борис Житков «Морские истории»

Читательский дневник

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.

Возраст с 3 до 6 лет - самый эффективный для начала обучения чтению

С чего начинается чтение? Многие родители считают,что с изучения букв. А вот и нет! Освоение азбуки — лишь одно из четырех умений (причем последнее), которыми ребенку предстоит овладеть, чтобы научиться читать.

Прежде чем дети начнут читать, им необходимо развить четыре базовые способности:

- приобрести хороший словарный запас,

- уметь рассказать историю,

- понять, как звуки складываются в слова (ученые называют это «фонологическим осознанием»),

- освоить азбуку (или «письменный код»).

Словарный запас

Чтение лишь дополняет языковую систему, которая у детей уже имеется. Это означает, что ребенок, который в совершенстве владеет речью, будет иметь преимущества, когда дело дойдет до чтения.

На самом деле объем словарного запаса — это самый верный предсказатель последующего развития способностей в области чтения и грамотности. А лучший способ расширения словарного запаса — это говорить, говорить, и еще раз говорить.

Мастерство рассказчика

Второй критически важный навык для умения читать — это мастерство рассказчика. Оказывается, умение рассказывать истории — это один из мостиков, которые помогают детям перейти от устной речи к чтению.

Хорошая история, рассказанная ребенком, включает в себя вступление, которое обрисовывает обстановку и некоторых персонажей, постановку некоторой проблемы, цель, сценарий, благодаря которому действующие лица осмысленно движутся к цели, а также концовку, в которой персонажи достигают цели.

По мере того как дети становятся старше, они добавляют больше элементов в структуру рассказа. История двухлетнего ребенка имеет завязку и концовку, но ей недостает тех деталей, которые присутствуют в истории пятилетнего ребенка. К 9 годам в рассказах детей присутствуют все эти компоненты. И,уважаемые родители, научитесь внимательно слушать вашего ребенка, не пропускайте мимо ушей личные истории и важные события, которыми дети пытаются с вами поделиться, сотрудничайте: самые лучшие истории получаются, когда вы распространяете сказанное детьми.

Сказка- эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить.В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности,  сочувствия, любви ко всему живому, представление  о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки используем: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. 

Как научить ребёнка писать правильно?

Папы и мамы часто находятся в недоумении, почему это их чадо пишет а-ля «курица лапой». Ведь у самих-то почерк очень даже ничего. Да и разнообразие канцелярских принадлежностей разных цветов, размеров, запахов располагают к тому, чтобы писать красиво. Но желаемого результата нет. Поэтому у родителей и возникает вопрос, как правильно и быстро научить ребенка красиво писать. 

Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, тем более, что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки. 

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента: 

-научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме; 

-научить ребенка правильно держать карандаш (ручку); 

-научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме. 

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым. 

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается. 

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно. 

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”. 

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. 

Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. 

Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен. 

Как надо сидеть при письме ?

 

Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк. Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила: 

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь. 

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно. 

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких). 

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги). 

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки. 

Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме. 

Итак, правильная поза при письме: 

- сидеть прямо; 

- опираться спиной на спинку стула; 

- не опираться грудью на стол; 

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; 

- туловище, голову, плечи держать ровно; 

- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола 

Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7). По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху. 

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать левше. 

1. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения: 

нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо; 

особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо; 

необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы); 

- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком; 

- несколько раз выполнить движение в замедленном темпе; 

- попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать; 

- выполнить все задания в медленном темпе. 

2. Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо: 

- ручка должна составлять одну линию с рукой; 

- рука при этом должна располагаться под линией письма; 

- особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, - на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела; 

- правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости; 

- свет при письме падает справа. 

Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной. 

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. 

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. 

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма. 

Уже редко, но все еще встречаются сторонники обучения письму перьевой ручкой, приводящие в качестве аргументов представления наших бабушек и дедушек. Вряд ли это целесообразно в наше время, тем более, что научиться писать красиво можно и гусиным пером, и перьевой ручкой, и “шариком”, нужно только не создавать дополнительные трудности, не торопиться, стремясь перешагнуть через ступеньку, и терпеливо преодолевать совсем не простую науку обучения письму. 

Падежные окончания имени существительного

 

Русское
название
падежа
Латинское
название
падежа
Вопросы Предлоги Окончание
Единственное число Множ.
число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Номинатив Кто? Что? (есть) --- --- -а, -я ---, -о, -е --- -ы, -и, -а, -я
Родительный Генитив Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я ---, -ов, -ев, -ей
Дательный Датив Кому? Чему? (дам) к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Аккузатив Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е --- ---, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Инструментатив Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с -ой (-ою),
-ей (-ею)
-ом, -ем -ами, -ями
Предложный Препозитив О ком? О чем? (думаю) в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Словарные слова

Словарные слова  составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять,  часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически: заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания 5 в неделю. Над одной группой слов мы работаем  3 дня

При первоначальном знакомстве со словом проводиться основательная работа:

  1. читаем слово, проговариваем его по слогам;
  2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);
  3. ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;
  4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;
  5. записываем слова в орфографический словарик
Аналогичную работу Вы можете проводить дома с детьми , тем самым закрепляя написание словарных слов.

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением

Памятка о написании безударных гласных в словах

1. Произнеси слово так, чтобы определить ударный слог

2. Если в безударном слоге слышится звук [а] или [и], то при написании слова в безударном слоге ставь "окошко":

х.лодный

3. Попробуй подобрать однокоренное проверочное слово, такое, чтобы на этот слог падало ударение:

холодно

4. Вставь пропущенную букву:

холодный - холодно

5. Если проверочное слово не подобрать, посмотри в словаре, как пишется это слово

Гигиенические правила письма

правила письма .jpg
JPG Image 138.4 KB