Развитие речи на уроках

 

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, поступающих в 1 класс небольшой словарный запас, бедна грамматическая сфера. В их речи крайне мало прилагательных, почти нет наречий. Ребята затрудняются составить рассказ по сюжетной картинке. Речь детей однообразна, засорена различными видами ошибок.

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. У детей, обучающихся за пределами России, в ограниченной языковой среде, эта проблема стоит на первом месте. Поэтому особое внимание на своих уроках я уделяю именно  развитию речи.

В системе работы над развитием связной речи использую разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Использую разнообразные виды изложений и сочинений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике, и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по русому языку в моих классах.

Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка.

Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо  на всех уроках русского языка. С этой целью исправляются и предупреждаются речевые недочеты, проводится словарная лексическая работа, изучаются грамматика и орфография.

При обучении связной речи даю детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Даёт результат многолетний опыт работы по развивающей системе Занкова.

Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнение которых строят разные виды высказываний. Я помогаю учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины; какая разница между подробным пересказом и выборочным, между устным сочинением и пересказом; в чем разница между пересказом и изложением.

Занятие по развитию речи на уроках русского языка в первом классе ведутся так же, как на уроках обучения грамоте: в процессе коллективной работы и под руководством учителя. Основные виды работ – пересказ и рассказывание.

На уроках русского языка  помогаю детям овладеть приемами распознавания предложения в контексте. Дети учатся самостоятельно опознавать предложения по смысловым вопросам: о ком или о чем говорится в предложении.

Особое место на уроках русского языка отводится специальным упражнениям по дальнейшему ознакомлению учащихся со структурными особенностями связного сообщения.

На уроках я провожу различные виды работ, цель которых – помочь учащимся осознать основные признаки текста, такие как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.